Skip to main content

Сказкотерапия и терапевтические метафоры

Как подготовить ребенка к переменам, объяснить устройство мира, создать у ребенка мотивацию учиться, побороть страхи и неуверенность и решить много других вопросов? Что может помочь родителям успешно справляться с воспитанием и обучением своих малышей? Конечно сказки и истории, только не простые, а специальные - терапевтические. Малыши с удовольствием слушают сказки и впитывают полезную информацию, им легко представлять себя героями историй и вместе с ними преодолевать различные напасти. Метафора позволяет пополнить жизненный опыт ребенка и предложить решения и способы поведения в непрямой форме, без чтения нотаций и прямых указаний, что создает основу для  уверенности в себе и собственных силах.

Многие родители сетуют на то, что ребенок не хочет воспользоваться их жизненным опытом и повторяет их ошибки. Всем нам знакомо высказывание «Вот я не учил иностранный язык в школе и теперь очень жалею об этом. Если бы меня в детстве заставили, так я бы сейчас родителям в ножки кланялся…». В форме нотаций информация практически не усваивается ребенком, но если вы расскажите историю, которая будет описывать преимущества знания других языков, как преуспел и сколько интересного узнал персонаж, благодаря своим знаниям, да еще и выручил «незнаек», то у ребенка скорее возникнет желание потрудиться и выучить язык.

Рассказывая малышу терапевтическую сказку, мы творим прекрасное волшебство, превращая обыденную действительность в удивительное путешествие, в котором жизненные сложности превращаются в увлекательные приключения, благодаря которым наш маленький герой приобретает знания, умения и творческие ресурсы для изменения. И все эти превращения происходят благодаря удивительным свойствам метафоры, без нотаций, крика и наказаний.

Интересен и тот факт, что психика человека часто сообщает о текущих сложностях симптомами, которые тоже представляют собой метафору. Если ребенка слишком опекают и часто навязывают свое мнение, то есть обстановка в семье «удушливая», то скорее всего у малыша будет астматический синдром. Дети, на которых много кричат, часто страдают отитами, они как бы не хотят ничего слышать. Рвота и диарея - ничто иное, как демонстрация неприятия текущей ситуации. А если организм общается с нами по средством метафоры, то и самый простой способ получить позитивное изменение тоже метафора.

Из каких же ингредиентов складывается волшебство терапевтической сказки? Разберемся по порядку. Во-первых, сказка (история) должна в прямой или метафорической форме описывать ту ситуацию которая беспокоит ребенка (или как вам кажется беспокоит ребенка). Герой вашего рассказа должен испытывать те же трудности, что и малыш, тогда бессознательное ребенка будет ассоциировать себя с героем сказки и возьмет его опыт на вооружение. Во-вторых, сказка должна предлагать способ (стратегию) исправить ситуацию, причем не волшебный, а вполне реальный и доступный для вашего ребенка. Очень важно выбирать стратегию подходящую по возрасту и возможностям конкретному малышу. В-третьих, герой сказки должен успешно воспользоваться предлагаемой стратегией решения и получить желаемый результат. Хороший конец – обязательное условие терапевтической сказки.

В сказкотерапии есть и своя «палочка – выручалочка» - история на все случаи жизни – метафора изменения. Это истории описывающие превращения чего-то или кого-то за счет внутренних ресурсов. Метафора изменения придет вам на помощь в любой ситуации и даст время подготовить сказку для конкретной проблемы. Ведь чего мы хотим от любых ситуаций – изменения к лучшему, а значит метафора изменения пригодится всегда, особенно когда нужна «скорая помощь». Удачными вариантами метафоры изменения могут быть истории превращения гусеницы в бабочку, капли воды в снежинку, невзрачной семечки в прекрасный цветок и конечно гадкого утенка в прекрасного лебедя.  Малышу важно знать, что все в мире изменяется и перемены к лучшему всегда возможны. Метафора изменения учит тому, что перемены живут внутри тебя, у тебя есть все необходимое для перемен к лучшему - нужно просто доверять себе…

 
Пример метафоры изменения.

Тучка Ася как обычно сидела на верхушке самого высокого дерева и озирала окрестности. Она уже сегодня полила все земляничные полянки вокруг и отдыхала от трудов. Лес кругом жил своей обычной жизнью, но Ася не переставала удивляться как же интересно устроена – эта самая обычная лесная жизнь. Вдруг тучка обратила внимание на ветку неподалеку. На ней сидела старая знакомая Аси – большая серая гусеница. Гусеница была чем то очень увлечена, казалось что она ни кого и ни чего вокруг не замечает…

- Здравствуйте, бабушка гусеница, а что это Вы делаете? - спросила Ася у нее.- Не знаю точно, дитя мое, но чувствую, что это очень важно, так что не отвлекай меня, - попросила старая и мудрая Гусеница. Асе было очень интересно, что же такое делает Гусеница, поэтому она поудобнее устроилась на своей ветке и решила понаблюдать. А Гусеница плела какую-то тонкую паутину и ловко прикрепляла ее между двух тонких веток, затем она стала сама заматываться в паутину все плотнее и плотнее. Вскоре Гусеницы уже не было видно, она вся оказалась в плотном мотке из белой паутины. Паутинный моток висел на ветке и слегка покачивался на ветру. Ася тихонечко приблизилась к мотку и шепотом спросила: «Эй, с Вами все в порядке?».- Не мешай, я меняюсь, - тихо ответила Гусеница из кокона.

            На следующий день маленькая тучка Ася отправилась вместе с другими тучками собирать дождик и поливать поляны в лесу. Несколько раз она набирала дождик и успешно доносила его до своей полянки и поливала траву и цветы. «Вот это да-а-а! Ай да молодец!» - говорили вокруг все большие тучи. Ася очень гордилась своим новым умением и радовалась каждый раз, когда доносила свой дождик до нужного места. Маленькая тучка так увлеклась своей работой, что на пару дней совсем забыла про старую Гусеницу. На третий день тучка Ася решила навестить Гусеницу и узнать, как у нее дела. Ей было очень любопытно, зачем же Гусеница замоталась в паутину. Паутина, как и прежде, покачивалась на сосновой ветке, капельки росы поблескивали на ней и переливались всеми цветами радуги. Тучка Ася тихонько подобралась к кокону и прошептала: «Гусеница, с Вами все в порядке? Может быть Вам нужна помощь?». - Я меняюсь, не мешай. Приходи завтра, - тихо ответила Гусеница.

            На следующее утро маленькая тучка Ася проснулась рано-рано и поспешила к большой сосне. Кокон с Гусеницей все такой же белый и плотный висел на ветке, тихонько покачиваясь на ветру. Наша тучка устроилась поудобнее на соседней ветке и стала ждать. Какое-то время ничего не происходило, но потом Ася вдруг услышала тихое потрескивание и кокон как-то весь натянулся. Ниточки паутины стали лопаться одна за другой, паутинный моток стал расползаться, а потом и вовсе разломился на две половинки. Ася уже было собиралась крикнуть: «Доброе утро, Гусеница!», - но вовремя остановилась. Внутри мотка не было никакой Гусеницы, вместо нее из кокона показалась Прекрасная Яркая Бабочка! Бабочка развернула свои изящные и радужные крылышки, легко оттолкнулась от кокона и взлетела ввысь. «Доброе утро,тучка!» - крикнула бабочка «Посмотри как я изменилась, я знала, я чувствовала, что все это к лучшему…» Она поднималась все выше и выше, а наша маленькая тучка Ася смотрела ей вслед, как зачарованная, и думала: «Какая же она прекрасная!»

 

Екатерина Блюхтерова - практикующий психолог, специалист по детской психотерапии и коррекции детско – родительских взаимоотношений.